Беседа на тему: «Права ребенка»

14.04.2020

Цель: формирование правовой культуры и общечеловеческих ценностей у подростков.

    Задачи:

ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;

обучение подростков основам юридических знаний;

развитие коммуникативных навыков;

раскрытие творческих способностей ребенка.

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игры.

 

                                                 Ход беседы

Организация детей на работу.

- Какой насущный вопрос, касающийся нас, наших с вами отношений мы  

   должны обсудить? (дети, отвечая, определяют тему беседы)

-  Тема нашей сегодняшней беседы – права ребенка. Мы сегодня говорим о правах ребенка, о документах, регламентирующих эти права, о государственных и не государственных органах, которые ответственны за реализацию прав ребенка в России, о вашей жизненной позиции в этом вопросе.

     -  Каждую минуту на земле рождается ребенок. Как вы думаете, новорожденный ребенок в России, Англии, Эфиопии, Японии и др. странах наделяются правами? А кем они являются для своей страны? (гражданами). Это значит что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Да, дети имеют права, но не по тому что он прав. Право есть на самом деле нечто такое, что вам положено. Нечто такое, что никто не может и не смеет у вас отнять. Древний мудрец Ювекал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка. Как раньше обстояли дела с правами ребенка?

Творческая группа №1 «Из истории Конвенции»:

-  В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Дети были бесправны, а у младенцев даже отнимали главное право каждого человека – право на жизнь (древнее государство Спарта). Во Франции в старину детей, которые были в тягость, родители продавали нищим. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, которых бедные родители подбрасывали «добрым людям». Как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

1924г. – Лига наций (прообраз ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

1948г. – ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось,    

что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

1952г. – ООН приняла декларацию прав ребенка (10 статей).

1979 – 1989гг. – разработка Конвенции о правах ребенка.

20 ноября 1989г. – ООН приняла конвенцию о правах ребенка.

15 сентября 1990г. – Конвенция о правах ребенка вступила в силу на всей

территории СССР

- Посмотрите, какой долгий путь прошло человечество к пониманию, что дети- тоже люди. Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. (мнения ребят)

·         Дети, оставшиеся без попечения родителей;

·         Безнадзорные и бездомные дети;

·         Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления;

·         Дети–инвалиды;

·         Дети – вынужденные переселенцы, и дети беженцы;

·         Дети – жертвы насилия;

·         Дети оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Давайте познакомимся со статьями Конвенции о правах ребенка.

Творческая группа №2. «Структура Конвенции»:

При работе с Конвенцией мы обратили внимание на следующие моменты:

1.       Текст Конвенции насыщен юридическими и другими специальными терминами.

2.       По своей структуре этот уникальный исторический документ состоит:

·         Преамбула Конвенции, которая содержит основополагающие идеи, историческую справку;

·         Собственно статьи прав ребенка. Их 54. Но при их чтении мы обратили внимание, что многие статьи тесно связанны между собой по смыслу. Поэтому их можно объединить в несколько групп (9 групп). Особо значимыми для нашего возраста считаем: право на жизнь,  имя, гражданство, жилище,  труд, отдых (досуг), защиту здоровья, свободу слова, право на образование.

-  Ребята, вам будут предложены ситуации, в которых права ребенка нарушены, вам нужно будет угадать, какие права нарушены. (фильмы «Морозко», «Снежная королева»).

- «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?!» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служат оправданием пассивности, иждивенчества, стремления что-либо получать, ничего не отдавая взамен.

-Сейчас будет представлена ситуация, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача – составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. (фильм «Старик Хоттабыч»)

-На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (на родителей)

Вопросы для размышления:

1. Если во время моего отсутствия из моего портфеля заберут записку (или другие

     вещи) – это нарушение прав?

2.   Мне бы хотелось узнать, какие основные права я имею как обучающийся.

3.       Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?

- Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка.

- Если бы все взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно так же, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребенка.

- «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка». (Ф.М.Достоевский)

- Но помните: ваши права действительны в том случае, если вы не нарушаете права других людей. Каждое право порождает обязанность.

Итог беседы.

    - Что нового узнали? Чему учит нас Конвенция о правах ребёнка?